О ХРИСТИАНСКОЙ МУЗЫКЕ.
Вопрос, который стоит в основном в молодёжной повестке Церкви – это какую музыку допустимо слушать и исполнять христианину. А если более предметно, то христианский рок – это оксюморон или вполне легитимное для церковного сознания творческое пространство. При этом отметим, что понятие «рок» — это очень широкая рамка: от «Машины времени» и «Землян» до условной «Коррозии металла» на российской почве. И вместе с этим не понятно какой рок имеют в виду его церковные критики, потому как «не стоит прогибаться под изменчивый мир» Макаревича вполне претендует на статус около христианского гимна.
Если говорить о любой музыке в чистом виде, то она религиозно индифферентна, то есть не может быть христианской или не христианской, так как музыка – это организованные в различные гармонии вибрации воздуха, и в этом плане она способна создавать только атмосферу и настроение. И здесь дело вкуса – каждый человек уникален и имеет свои эмоциональные предпочтения, которые, кстати, не ограничиваются только музыкой.
Христианским же или не христианским что-либо делает целеполагание. Например, автомобиль или дом становятся христианскими, если их владельцы этим имуществом служат Богу. Для музыки целеполагание определяется текстом песни. Именно слова формируют человеческое мировоззрение: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17) – от слова, а не от музыки.
Итак, не гармония музыки, а текст делают конкретную песню христианской или нехристианской, а также видеоряд, если речь идёт о музыкальном клипе. Например, вполне благозвучная для старших поколений песня Надежды Кадышевой воспевает прелюбодеяние: «За мои зелёные глаза называешь ты меня колдуньей. Говоришь ты это мне не зря, сердце у тебя я забрала. Все меня ругают, что женат, что уже детишек у вас двое. Что же делать мне с тобой тогда, что же делать мне с тобою». Ну а известная для более молодых, группа «Руки вверх», пропагандирует своим творчеством блуд: «Забирай меня скорей, увози за сто морей и целуй меня везде — я ведь взрослая уже». Очевидно, что дьявольской начинкой можно снабдить любую, даже самую консервативную музыку.
Следовательно, у любого явления необходимо различать форму и содержание, как это и делал Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27).
В церквях же ломаются копья именно по поводу формы, и водораздел этого конфликта проходит между старшими и младшими поколениями. Первые не могут вместить музыкальные предпочтения вторых и начинают манипулировать – типа рок не может быть христианским. И надо сказать, что этот конфликт поколений не ограничивается только музыкой, он касается культуры в целом. Так с легкой руки известной путешественницы по Небесам и аду Татьяны Белоус, в аду оказываются все обладатели джинсов.
Итак, вопрос на засыпку консерваторам: к какому стилю музыки отнести бряцание, к которому призывает нас Библия: «пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его» (1Пар.16:9).